Грузовые шины
Грузовые шины

Возможное подорожание автошин из-за маркировки

Указ правительства об «Утверждении правил маркировки шин» прогнозирует введение с 01.11.2020 года нанесение маркировки на шины. Такие новшества предполагают применять с целью снизить поступления шин с контрафактом и контрабандой. На них предусматривается наносить специальную гравировку или устанавливать интегрированную радиометку внутри покрышки, с помощью которых можно будет считывать информацию о шинах на определенной дистанции.

В обоих случаях, необходимо внести капитальные преобразования в производственный процесс по изготовлению покрышек, что собственно отразится на их цене. В будущем времени, с помощью электронных меток, можно будет контролировать движение владельцев транспортных средств, как говорят эксперты.

Основание контрафакта

Программа по маркировке шин начала действовать с 20.06.2019 года. Минпромторг ссылаясь на проведенную оценку экспертов, извещает, что на сегодняшнее время на рынке находится около 10-15 % покрышек, с подозрением на контрафакт.

По словам Виктора Евтухова, заместителя министра в делах промышленности и торговли, кроме борьбы с контрабандным товаром, электронная маркировка позволит повысить сбор налоговых и таможенных платежей, сможет наладить импортные связи, наладить производительность продукции и оборот на территории России. А также позволит организовать общественный контроль для ревизора и пользователя, поскольку они смогут осмотреть любой вид товара благодаря приложению в мобильном телефоне.

Как происходит маркировка шин

На данный момент, к окончательному решению по поводу маркировок шин для автомобилей, не пришли. Один из перспективных вариантов является цифровой код DataMatrix. Он может маркироваться на этикетке или на самой шине с помощью метода гравировки. С помощью цифрового кода можно отслеживать продукцию на всех уровнях реализации, вплоть до продажи.

Еще один метод предусматривает применение радиочастотной RFID метки, которую можно встроить в шину или нанести на этикетку. Касаемо данного метода имеется несколько высказываний со стороны участников, которым уже пришлось испробовать метод RFID метки. Метка RFID считается альтернативным решением для проверки легального товара на расстоянии. Очень часто подобные метки можно встретить в маркетах, где товар с их помощью защищают от возможного воровства. Принцип работы метки предусмотрен при температуре от -40 до +85 градусов по Цельсию. Зависимо от типа транспондера считывание сигнала происходит на дистанции от 20 до 300 метров.

Каждый RFID датчик имеет свой специальный номер и по сути ничего сложного с технической стороны не наблюдается, чтобы присоединить этот номер к транспортному средству. Датчики размещаются на дороге что, и позволяет считывать движение владельцев транспортных средств. Но такой принцип работы ставит в сомнение, возможно это еще один способ контролировать передвижения граждан.

Такие идеи по поводу радиочастотной идентификации автомобилей неоднократно обговаривались руководством. Премьер министр РФ Дмитрий Медведев еще в августе 2013 года, дал указание МВД, Минфину, Минпромторгу и Минкомсвязи внести свои предложения касающихся установлению датчиков в регистрационные знаки. До сих пор, предложения не были воплощены в реальность.

Недешевое удовольствие

Вместе с тем, производители шин, высказывают противоположное мнение и сомнительно относятся к предложениям внедрить маркировку шин. Как говорит Надежда Чурмеева, исполнительный директор производства шин, то исходя результатов проведенных экспертных проверок, то можно сказать, что на рынке шин, уровень контрафакта не является высоким. Что касается крупных производителей, они отстаивают каждый свою торговую марку, тем более что шины проходят обязательную сертификацию».

Как она говорит, то шины значительно имеют отличия от других видов продукции, которые уже подлежат маркировке. У шин нет упаковки, на которую позволяется нанести маркировку, их импортируют в огромном количестве, да и сам процесс шинного производства имеет отличительные характеристики. Наиболее серьезную проблему вызывает сбережение этикетки во время оборота, поскольку ее потеря может привести к массовой перемаркировке. Становится понятно, что обязательное применение маркировки послужит возрастанию цен на шины. Сюда будет входить снабжение нужного оборудования, введение электронного документооборота, изменение производственного цикла и в сфере логистики.

Сказать окончательно, во сколько такое удовольствие обойдется на данный момент сложно. Теперь только остается ждать перемен, эксперимент уже дал свое начало, и выделенного времени для обработки всех процедур, их испытания на качество будет недостаточно. Если все-таки маркировка шин станет обязательной, то необходимо будет полностью вносить изменения в производственный процесс и логистику, применять новые программы, а это дорогое удовольствие. Тем более что маркировка существенно отразится на цене шин, и сказать, сколько точно какая стоимость их будет в дальнейшем пока невозможно.

Проверка безопасности

Внедрение датчиков RFID на данный момент вводит в заблуждение производителей шин, касаемо безопасности продукта. Например, за границей для шин грузовых транспортных средств датчики отслеживания «вшивают», а что касается легковых автомобилей, такой опыт еще не проводился. Ведь легковые шины имеет существенные отличия от грузовых шин по весу, размеру, структуре, а это достаточно значительный фактор.

Такое внедрение может привести к разным деформациям, как расслоение, вытягивание боковины шин, а в некоторых случаях даже к разрыву шины. Окончательно делать выводов никаких нельзя, как будет вести себя покрышка с новой меткой при передвижении транспортного средства на высокой скорости или во время выполнения маневров. По мнению шинников, прежде чем внедрить подобную технологию в производство, требуются ресурсные испытания на качество безопасности, но чтобы провести такие испытание, нужен определенный отрезок времени.

Пролистать наверх